Стили управления организацией

Управление затратами.


- блок планирования затрат делает прогноз на очередной период с учетом корректировок и выбранного варианта решения.

По результатам управления затратами необходимо предпринимать действия, связанные с маркетинговыми процессами, организацией производства (бизнеса), управлением персоналом, процессами снабжения и сбыта, то есть следует активизировать воздействие на затраты с целью улучшения позиций по расходам или удержания их в заданном диапазоне.

Нормативная база формируется исходя из практики функционирования фирмы или уровня цен на рынке товаров и услуг, а также на основе расчетно-аналитического способа при наличии необходимой статистической базы.

Например, для малого предприятия устанавливаются нормативы (удельные веса) элементов затрат относительно выручки, принятой за 100 %. Например, для категории фирм, где переменные затраты (комплектующие, материалы, труд) составляют 50 % от выручки, а постоянные (общефирменные) издержки 24 %, прибыль до налогообложения составит 26 %. Для данного случая нормативное распределение общефирменных ежемесячных издержек можно представить в виде таблицы.

Таблица. Смета нормативных затрат малого предприятия.

Показатель

Нормативный процент

Абсолютная величина в месяц

Объем ежемесячных продаж, шт.

-

50

Оптовая цена (без НДС), руб./шт.

-

2000

Выручка, руб./мес.

100

100000

Переменные затраты, руб./мес.

50

50000

Общефирменные издержки (постоянные затраты), руб./мес.

В том числе:

- заработная плата с начислениями (без учета производственных рабочих)

- арендная плата

- коммунальные услуги

- транспортные издержки

- реклама

- страхование

- амортизация оборудование

- приобретение канцелярских принадлежностей

- плата за телефон

- услуги сторонних организаций (охраны, типографии и т. п.)

24

10

1,5

1

1,5

3

0,3

3

0,3

0,3

2,5

24000

10000

1500

1000

1500

3000

300

3000

300

300

2500

Прочие расходы, руб./мес.

0,6

600

Переменные затраты также могут детализироваться и нормироваться по элементам прямых затрат с целью их более обоснованного планирования.

Для многих видов деятельности в малом бизнесе (оптовая торговля, туристический бизнес и т. п.) переменные затраты в выручке составляют 70-80 % , тогда в распоряжении фирмы остается валовой доход (разница между выручкой от реализации и переменными затратами), а нормативные отношения по элементам затрат устанавливаются по их удельному весу к валовому доходу.

На эффективность выпуска товаров (оказания услуг) большое влияние на единицу изделия оказывает величина прямых трудовых затрат, для определения которой необходимо принимать во внимание валовой доход не только на единицу товара, но и на единицу времени, что позволит выявить наиболее рентабельную продукцию с учетом фактора времени.

Далее можно привести пример определения менеджером наиболее рентабельного типа продукции для фирмы при заданных условиях. За исходные данные возьмем, что величина постоянных месячных затрат фирмы 80000 руб., остальные данные возьмем из таблицы:

Показатель

Изделие

А

Б

В

Объем ежемесячных продаж, шт.

100

150

300

Оптовая цена, руб./шт.

2500

1500

750

Переменные затраты, руб./шт.

1800

900

600

Затраты физического труда, час./шт.

1

0,5

0,2

Затраты машинного труда, маш. - час./шт.

1

0,5

0,1

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5