Стили управления организацией

Идеальный руководитель


Американские и японские ученые провели исследования в области менеджмента и сконструировали «идеальный» образ руководителя, основанный на сочетании интеллектуальных и личностных качествах. При этом нельзя забывать, что индивидуальные качества личности (знания, способности, особенности характера, эмоционально – волевая сфера и т.д.) являются тем фундаментом, на котором строится управленческая деятельность, и они гораздо труднее поддаются коррекции (исправлению).

Черты личности идеального руководителя:

· Стиль мышления – умение мыслить проблемно, перспективно, системно, нешаблонно, оперативно и т.д.

· Умение осуществлять деловое общение независимо как от собственного эмоционального состояния, так и партнера по общению.

· Достоинство и высокая ответственность во всех делах.

· Высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все лучшим образом.

· Умение организовать работу коллектива для достижения поставленных целей.

Качества и черты личности лидера

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

- доминантность — умение влиять на подчиненных;

- уверенность в себе;

- эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;

- креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;

- стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;

- ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;

- независимость, самостоятельность в принятии решений;

- гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;

- общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.

В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.

Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.

Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.

Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.

Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.

Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.

Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.

Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (табл. 2).

При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.

Таблица 2. Слабые и высокие навыки руководства

Слабые навыки руководства

Высокие навыки руководства

· не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных;

· избегает действий, связанных с наказанием;

· следует устаревшему стилю руководства;

· не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей

· роли;

· вызывает отрицательное отношение окружающих;

· не стремится к ясности;

· пускает работу подчиненных на самотек;

· терпит посредственность;

· недостаточно системно подходит к анализу работы;

· мало делегирует полномочия;

· обладает излишне негативным стилем;

· пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных;

· часто не справляется с «трудными» людьми;

· не защищает собственную группу;

· терпит минимальный вклад в работу;

· не способен установить критерий успеха.

· принимает во внимание поведение подчиненных;

· устанавливает дисциплину, если это требуется;

· приспосабливает стиль руководства к переменам;

· понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;

· развивает добрые отношения с окружающими;

· дает четкие указания;

· регулярно анализирует работу подчиненных;

· поощряет наилучшие примеры;

· системно подходит к анализу работы;

· квалифицированно передает полномочия;

· избегает слишком частого применения негативного подкрепления;

· создает позитивную обратную связь;

· устанавливает приемлемые отношения с «трудными» людьми;

· защищает свою группу, если возникает угроза;

· ищет способы максимизации вклада в работу сотрудников;

· устанавливает критерии успеха.

Перейти на страницу: 1 2