Стили управления организацией

Формы трансферта технологий


Лизинговая компания выкупает у поставщика оборудование и технологию и сдает его в аренду на определенный оговоренный срок. По истечении срока аренды арендатор обязан вернуть оборудование лизинговой компании или выкупить его в свою собственность по остаточной стоимости.

Арендатор заключает арендный договор с лизинговой компанией. Лизинговый контракт предусматривает срок аренды, условия и сумму выплат арендной платы, валюту платежей, обязательства и гарантии по содержанию в исправности полученного оборудования и его возвращения или выкупа по истечении срока аренды.

Специфика лизинга применительно к передаче технологии состоит в:

· аренде прав и технологии как таковой;

· опасности риска, связанного с нарушением прав третъих лиц. В большинстве лизинговых сделок патентные риски являются ответственностью арендодателя, если в контракте нет «патентной оговорки», регламентирующей взаимоотношения сторон в случае предъявления арендатору патентных претензий и исков от патентовладельца или исключительного лицензиата;

· том, что арендатор по окончании срока аренды оборудования, технологии имеет право использовать переданное ему «ноу-хау», если в контракте нет соответствующей оговорки;

· том, что возможен лизинг лицензий. Арендодатель покупает право использования патента на определенный срок и на определенной, территории с правом предоставления сублицензии и по контракту передает это право в аренду арендатору. То есть купленная лизинговой компанией лицензия передается арендатору в форме своеобразной сублицензии. Такие соглашения могут заключаться в пакете с лизинговым контрактом на технологическое оборудование и самостоятельно.

Франчайзинг

Франчайзинг, коммерческая концессия — передача или переуступка на коммерческих условиях разрешения продавать чьи-либо товары или оказывать услуги в некоторых областях.

Франшиза как разрешение или право продажи некоторых товаров или оказания определенных услуг является одной из коммерческих форм технологического обмена, взрывной рост популярности, которой обусловлен происходящей во всем мире перестройкой структур управления производством и значительным увеличением числа малых предприятий.

Являясь особой, сложной программой лицензирования товарного знака или фирменного наименования, франшиза означает практику передачи фирме-франчайзи права использования созданных фирмой франчайзером особых приемов и методов ведения бизнеса под товарным знаком франчайзера. Это могут быть методы управления, планирования финансов, особенности производства товаров или услуг, подготовки персонала, приемы рекламирования товаров или услуг и другие элементы деловых отношений фирмы-франчайзера. Отмечается, что в зависимости от вида бизнеса лицензионное соглашение такого типа может требовать от фирмы-франчайзи использования всех элементов корпоративного имиджа франчайзера, включая особую форму одежды персонала, внешний и внутренний дизайн здания предприятия, стандарт качества товаров и услуг. При этом соглашение дает право франчайзи пользоваться всей интеллектуальной собственностью франчайзера, в том числе инструкциями, руководствами для персонала, деловыми советами, «ноу-хау» товарными знаками и другими материалами, относящимися к методам управления делами фирмы.

Рост сделок по франчайзингу явился следствием высокой ночной мобильности и гибкости этой формы коммерческой деятельности и передачи технологии:

· для франчайзера (предоставляющего франшизу) такая сделка позволяет быстро внедриться на новом рынке без значительных инвестиций; Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13