Стили управления организацией

Управление оборотным капиталом малого предприятия.


· клиринг чеков;

· задержка оплаты счетов-фактур, выдачи заработной платы и т. п.

Пример. Ф

ирма А задерживает оплату счетов на 2 дня, учитывая, что она каждую неделю оплачивает счета-фактуры в среднем на сумму 30000 руб. Какова годовая экономия, если процентная ставка 24 %, а за один день доход по процентам составит 0,06575 %, или 0,0006575 относительных единиц.

Тогда за два дня задержки оплаты по счетам доход составит 39,45 руб. (30000 *(0,0006575 * 2) = 30000 * 0,001315).

А сбережения за год – 2051,4 руб./год (39,45 * 52 недели).

Таким образом, ускорение поступлений и отсрочка выплат денежных средств в одинаковой мере влияют на денежные потоки, так как даже при отсутствии инфляции рубль, полученный сегодня, стоит дороже, чем рубль, который будет получен завтра.

На управление денежными потоками влияет и основной вид деятельности. Если фирма занимается оптовыми продажами и товарооборот ее растет, то определяющим условием является уровень товарных запасов, так как в этом случае даже небольшие отклонения во времени между продажей и поставкой товаров могут оказать значительное влияние на динамику денежных средств.

Управление дебиторской задолженностью.

В структуре оборотных средств достаточно значительной является доля дебиторской задолженности, особенно в условиях неплатежей, характерных для российской экономики. На уровень дебиторской задолженности влияют: основной вид бизнеса и выпускаемой продукции (оказываемых услуг), объемы товарооборота, принятая система скидок и другие условия продаж.

Для контроля за уровнем дебиторской задолженности в конце заданного периода (обычно месяца) составляется список должников, в том числе, отдельно выделяются просроченные дебиторы.

Ключевой задачей управления дебиторской задолженностью является поиск путей ускорения получения долгов и уменьшения числа безнадежных дебиторов.

При работе с потенциальными дебиторами целесообразно использовать приемы, позволяющие снизить риск при управлении дебиторской задолженностью:

· торговые отзывы, особенно о новых клиентах;

· банковские справки (референции);

· материалы агентств по кредитной информации;

· условия продаж (максимальный срок товарного кредита, скидки, штрафы за просрочку, условия перехода права владения товаром, форма арбитража и т. д.);

· процедуры выставления счета-фактуры;

· страхование о возможных невыплат долгов;

· процедуры взыскания просроченных задолженностей;

· наблюдение за динамикой задолженностей.

Каждая фирма, разрабатывая свою торгово-кредитную политику, устанавливает долю возможной продажи товаров в кредит от общей величины товарооборота.

Оценка допустимой дебиторской задолженности (Wдб) определяется по формуле:

Wдб = Срок кредита, мес. / 12 месяцев * Общий ежегодный объем продаж

Товарно-кредитная политика фирмы включает:

· определение максимальной степени риска сделки;

· установление периода товарного кредита;

· установление скидок для своевременных выплат;

· определение допустимого объема товарного кредита;

· установление штрафных санкций за просроченные выплаты.

На величину риска товарного кредита влияют следующие показатели: характеристика заемщика (клиента) и его кредитоспособность, величина капитала, обеспечение кредита (активы или другие залоговые гарантии), условия кредита (влияние экономической среды на способность клиента выполнить обязательства).

Длительность товарного кредита влияет на общую сумму дебиторской задолженности и на период «замораживания» (отвлечения) денежных средств, а также на интенсивность продаж. При определении рационального периода товарного кредита необходимо учитывать действующие факторы.

Скидки стимулируют дебиторов, ускоряя погашение дебиторской задолженности. Например, установленный срок погашения дебиторской задолженности – 20 дней, и если счета-фактуры оплачены в течение 10 дней, то можно установить скидку 2 %. Скидки предоставляются также на сезонные товары, стимулируя их продажу до наступления указанного сезона.

При выборе товарно-кредитной политики необходимо предварительно разработать ее различные варианты и оценить экономические последствия каждого из них. Однако это не означает, что более эффективный по экономическим критериям вариант должен быть принят. Необходимо учитывать стратегические цели фирмы и возможное влияние внутренних и внешних факторов, то есть решение должно быть комплексным, а экономические показатели при этом играют роль ориентиров при возможных потерях. При изменении ситуации на рынке в товарно-кредитную политику необходимо внести соответствующие корректировки. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7