Стили управления организацией

Анализ финансового результата деятельности учреждения и пути его улучшения


В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности учреждения. Они характеризуют относительную доходность учреждения, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Функционирование учреждения зависит от его способности приносить необходимую прибыль. При этом следует иметь в виду, что руководство имеет значительную свободу в регулировании величины финансовых результатов. Так, исходя из принятой финансовой стратегии, учреждение имеет возможность увеличивать или уменьшать величину балансовой прибыли за счет выбора того или иного способа оценки имущества, порядка его списания, установления срока использования и за счет уменьшения прочих операционных расходов.

Особое внимание следует уделить анализу образовавшихся убытков. Каждая статья убытков, должна быть подробно рассмотрена с выявлением всех обстоятельств, при которых образовались эти убытки. При этом необходимо проверить правильность списания сумм в убыток. Анализ убытков заканчивается выводами и разработкой конкретных мероприятий по ликвидации полученных убытков и недопущению их в дальнейшем. К вопросам учетной политики, определяющим величину финансового результата деятельности предприятия, в первую очередь, относятся следующие:

- выбор способа начисления амортизации основных средств;

- выбор метода оценки материалов, отпущенных и израсходованных на производство продукции, работ, услуг;

- порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов (путем непосредственного их списания на себестоимость по мере совершения затрат или с помощью предварительного образования резервов предстоящих расходов и платежей);

- состав затрат, относимых непосредственно на себестоимость конкретной продукции;

- состав косвенных (накладных) расходов и способов их распределения и др. Вполне понятно, что учреждение, раз выбрав тот или иной способ формирования себестоимости реализованной продукции и прибыли, будет придерживаться его в течение всего отчетного периода (не менее года), а все дальнейшие изменения в учетной политике должны иметь веские основания и непременно сговариваться.

В целом результативность деятельности любого учреждения может оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность учреждения. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам, либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции.

Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода учреждений. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния учреждения. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходиться на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию учреждения, а так же более быстрым ростом цен чем затрат. Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели: рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации, продукции на выручку от ее реализации (без НДС); общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС); рентабельность продаж по чистой прибыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС); рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5