Стили управления организацией

Процедура составления перечня проблемы и её структуризация


Проблема (с греч. - преграда, трудность, задача) или проблемная ситуация - представляет собой совокупность обстоятельств (условий), возникающих под влиянием внутренних и внешних воздействий, которые нарушают заданное функционирование системы, требуют перевода её в новое состояние.

Главным характеризующим признаком любой проблемной ситуации является частота возможного появления. Так можно выделить 2-е категории проблемных ситуаций:

· стереотипные;

· уникальные:

а) формализуемые проблемные ситуации;

б) слабоформализуемые проблемные ситуации.

Стереотипность ситуаций означает их частую повторяемость. Следовательно, есть возможность накопления опыта и подготовки вариантов решений проблемных ситуаций, то есть стереотипные проблемы - стереотипные решения, а также возможность технологизации процедуры решения.

Уникальные - это такие ситуации, которые в целом не встречались в прошлом. Могли раньше иметь место какие-то части проблемы, но в целом она выглядит другой.

Управленческие ситуации могут быть - простыми и сложными, хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу. Следует учитывать, что отдельный участок управления в организации находиться в системе общей управленческой ситуации, которая включает состояние организации и людских ресурсов, уровень основных задач и проблем развития.

Каждую ситуацию можно разделить на отдельные элементы (переменные и постоянные) по степени их влияния на достижение основных целей и задач. Руководитель должен уметь быстро и чётко выделить существенные, важные элементы проблем, а именно:

· состояние выполнения намеченного плана (в настоящ. время - за прошлый период);

· потенциал кадров, производительность труда;

· состояние материально-технической базы, её возможные изменения;

· цели и задачи управления на конкретном участке, их перспектива;

· соотношение между материальными ресурсами и поставленными целями и задачами;

· масштабы оперативного простора, возможность его чёткого фиксирования

и вероятных изменений;

· основные факторы регулирования;

· временные условия (сроки, ход производства) и другие ограничения,

при выполнении задачи;

· внутренний и внешний рынок покупателей и поставщиков, инфраструктура в месте расположения предприятия;

· материальные и моральные стимулы;

· работоспособность менеджеров;

· положение руководителя (авторитет, престиж);

· окружающая среда.

Проблемы как задачи, требующие решения, являются составным элементом управленческой ситуации. Элементы структуры проблемы:

· предмет (т.е. «В чём суть проблемы ?»);

· объект (т.е. «Где возникла проблема ?»);

· субъект (тот, кто связан с проблемой, её социальный, интеллектуальный элемент);

· связи (т.е. «С чем связана проблема ?»);

· цель решения проблемы (т.е. «Для чего необходимо решать проблему ?»).

Проблемы различаются по содержанию, уровню решения, временному фактору, используемым методам (рис.1.).Существуют и другие классификации проблем, такие например как :

· по назначению (теоретические и познавательные);

· по отношению к организации (внешние, внутренние, прямые и косвенные;

· по времени (долговременные и краткосрочные).

Проблемы также бывают планируемые и непланируемые. Также классифицировать проблемы можно в зависимости от степени определённости их элементов:

1. С полностью управляемыми и предсказуемыми параметрами.

2. С частично (на 40-80%) управляемыми и прогнозируемыми параметрами.

3. С неуправляемыми и непредсказуемыми параметрами.

Классификация по источникам возникновения:

· 1-я группа «проблемы функционирования» связана с тем что фактические результаты не достигли требуемого уровня;

· 2-я группа «проблемы развития» т.е., расхождение между потенциальными возможностями и целями которые были поставлены.