Стили управления организацией

Исследование управления как функции, ценности и фактора творчества


Управление — древнейшее искусство и новейшая наука. Спе­циалисты в области управления сходятся во мнении, что управле­ние является частью больших политических, экономических, тех­нологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьез­ный научно-методический фундамент.

Наука располагает мощны­ми средствами познания мира — методом анализа, т.е. расчлене­ния явления на его составные части, свойства, ступени развития, и методом синтеза — обобщения, составления цельной картины изучаемого процесса. Анализ предшествует синтезу, их объединя­ет органическая, внутренне необходимая связь. Теория управления персоналом или наука об административ­ном управлении далеко не всегда может, к сожалению, опираться на дедуктивные и экспериментальные методы исследований, так как изучаемые явления нельзя изолировать от влияния внешней среды и побочных факторов. Помимо анализа и синтеза наука (и особенно искусство) располагает еще одним удивительным, таин­ственным инструментом — интуицией. Интуиция — результат напряженной работы человеческой мысли, постоянного, настойчивого поиска решения проблемы.

Поскольку управление является не только наукой, но и ис­кусством, то роль интуиции в принятии управленческих решений особенно велика и ответственна, тем более что эти решения обычно принимаются при остром дефиците времени и обычно отмене не подлежат. Сейчас, когда наша страна находится в стадии мучи­тельных поисков политических и экономических решений, особо важно, чтобы руководитель любого уровня понимал — успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь при знании научных основ управления и умении твор­чески применить эти знания, т.е. при владении искусством управ­ления.

В практической деятельности управляющие находятся в по­стоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, ос­новываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нетривиального решения придают управлению ха­рактерные черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков (Г. Кунц, С. О'Доннел и др.) категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством: "Про­цесс управления есть искусство, суть которого состоит в примене­нии науки (основ организованного знания в области управления) к реальностям любой ситуации".

В широком смысле термин "искусство" применим к любой сфере человеческой деятельности, когда какая-либо работа вы­полняется умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле. Искусство является составной частью более общих систем (эстетика, культура) и проявляется как способность к импровизации, высокое умение объединять отдельные элементы знания и интуиции в новые, ранее неизвестные комбинации; развивает творческое воображение, способствует нравственному самоопределению и самосознанию личности, формирует эстетичес­кие вкусы и идеалы. Если искусство есть деятельность, направленная на изучение и образное моделирование окружающего нас мира, то искусство управления отвечает этому принципу, так как руководитель должен постоянно исследовать возникающие реаль­ные ситуации и творчески моделировать варианты принимаемого управленческого решения. Искусство управления — способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и вре­мени.

Наука и искусство основаны на творчестве в отличие от репродуктивной деятельности, направленной на количественное воспроизведение достигнутого стандарта. Смелый прорыв в неведомое, та­лант первооткрывателя лежат в основе прогресса, однако и реа­лизация великих открытий, развитие материальной культуры об­щества требуют не только репродуктивной деятельности, колос­сальной концентрации ресурсов, но и истинно творческой актив­ности многих незаурядных личностей.

Менеджмент как особый вид деятельности никогда не отстранялся от творчества; напротив, всегда его использовал, причем двояко. Во-первых, для собственных нужд, т.е. для разработки тех или иных управленческих решений. Ведь и такие сугубо будничные повседневные акции, как всяческие заседания, совещания, планерки, «пятиминутки» и т.п., для управленцев, по сути, представляют занятие творчеством – пусть часто и неэффективным, даже бестолковым. Во-вторых, менеджмент использует творчество для побуждения подчиненных к действиям, требующимся с точки зрения тех, кто руководит. Такое побуждение предполагает при элементарно грамотной его организации постоянную апелляцию к заложенному в каждом работнике творческому началу, - пусть осуществляющуюся на интуитивном уровне. Перейти на страницу: 1 2